2025-07-31
В последние годы мировая индустрия литья алюминия под давлением переживает беспрецедентную реструктуризацию. Благодаря технологическим прорывам и расширению мощностей в сфере высокотехнологичного производства китайские компании неуклонно увеличивают свою долю на международном рынке, постепенно разрушая давнюю монополию европейских и американских компаний на рынке литья алюминия под давлением высокого класса. В то же время, столкнувшись с конкурентным давлением, ведущие европейские и американские компании укрепляют свои преимущества посредством технологических альянсов и межотраслевого сотрудничества. В мировой индустрии литья алюминия под давлением наблюдается новая тенденция: «Подъём Китая, сотрудничество Европы и США».
Китайские компании преодолевают технологические барьеры и удваивают свою долю рынка в сегменте high-end.
Благодаря развитию таких отраслей, как транспорт на новых источниках энергии и связь 5G, мировой спрос на крупногабаритные прецизионные алюминиевые литые изделия резко возрос. Китайские компании, занимающиеся литьем алюминия под давлением, успешно вошли в цепочку поставок высокотехнологичной продукции благодаря прорывам в области комплексного литья под давлением и исследований и разработок в области материалов.
Конкурс на заказ на 4680 корпусов аккумуляторных батарей для шанхайского завода Tesla Gigafactory ознаменовал собой знаковое событие: китайская компания, используя собственную технологию литья под давлением с производительностью 9000 тонн, обошла известных немецких и итальянских производителей и получила основной заказ с годовым объемом поставок более 500 000 единиц. Этот прорыв отражает всесторонний прогресс китайских компаний в области крупногабаритного литьевого оборудования и высокопрочных и вязких алюминиевых сплавов. Разработанный Wencan Co., Ltd. «алюминиевый сплав без термообработки» обладает прочностью на разрыв 520 МПа, а интегрированные литые под давлением структурные элементы кузова, производимые компанией Guangdong Hongtu, обеспечивают выход годных изделий более 98%, что в обоих случаях соответствует лучшим мировым стандартам.
Отраслевые данные показывают, что к 2024 году доля китайских компаний, занимающихся литьём алюминия под давлением, на мировом рынке премиальной продукции (прецизионных деталей стоимостью более 10 000 юаней за комплект) вырастет с 12% в 2020 году до 35%, причём более 60% этого роста придётся на сектор новых энергетических автомобилей. Что касается платформ электромобилей международных автопроизводителей, таких как BMW и Volkswagen, доля литых алюминиевых деталей китайского производства в общем объёме поставок теперь составляет более 40%, что на 27 процентных пунктов больше, чем три года назад.
Европейские и американские компании объединяются, чтобы защитить себя и сформировать технологические альянсы для противостояния конкуренции.
Столкнувшись с быстрым наступлением китайских компаний, традиционные гиганты литья алюминия под давлением в Европе и США ускоряют возведение технологических барьеров. Немецкая компания Rheinmetall Group и американская Alcoa подписали эксклюзивное соглашение о сотрудничестве для совместной разработки «технологии литья под давлением на основе водорода» с целью сокращения выбросов углерода на 70%. Итальянская компания Italpresse Gauss и швейцарская компания ABB Group объединились для запуска «системы адаптивного литья под давлением с искусственным интеллектом», которая использует алгоритмы реального времени для настройки параметров процесса, что позволяет снизить процент брака сложных деталей до менее 1,2%.
Это сотрудничество не ограничивается компаниями. В рамках инициативы ЕС «Индустрия нового поколения» было выделено 80 миллионов евро на поддержку 12 европейских компаний, занимающихся литьем под давлением, в создании «Совместной лаборатории лёгких конструкций» совместно с такими учреждениями, как Мюнхенский технический университет и Кембриджский университет. Лаборатория будет заниматься разработкой технологии литья под давлением титано-алюминиевых композитов для аэрокосмической промышленности. Министерство торговли США продвигает создание «Альянса инноваций в цепочке поставок» с местными компаниями, занимающимися литьем под давлением, Tesla и Ford. Цель этого альянса – ограничить проникновение китайских компонентов на североамериканский рынок посредством модели «обмен технологиями + локализация производства».
Отраслевые аналитики отмечают, что технологическое сотрудничество между европейскими и американскими компаниями развивается от взаимодействия по отдельным видам оборудования или процесса к взаимодействию по всей производственной цепочке. Например, немецкая группа компаний Bosch совместно с BASF разработала специализированный разделительный состав для литья под давлением. В сочетании с собственным оборудованием BASF для вакуумного литья под давлением он повышает эффективность теплоотвода от корпуса двигателя на 15%. Это комплексное решение «материал + оборудование» становится ключевым фактором в их стремлении получить высокотехнологичные заказы.
Глобальная промышленная цепочка перестраивается, при этом конкуренция и сотрудничество сосуществуют.
В настоящее время мировой рынок литья алюминия под давлением представляет собой стратификацию: китайские и западные компании конкурируют в сегменте высокого ценового диапазона, в то время как Китай доминирует на рынках среднего и низкого ценового диапазона. Китайские компании, используя свои преимущества в контроле затрат, гибкости производственных мощностей и быстром реагировании, продолжают расширяться в таких секторах, как производство автомобилей на новых источниках энергии и потребительской электроники. В то же время европейские и американские компании, опираясь на свои традиционные преимущества на таких рынках, как аэрокосмическая промышленность и производство высокотехнологичного оборудования, поддерживают свою конкурентоспособность за счет технологических премий.
«Следующие пять лет станут критически важным периодом для формирования общей модели». Генеральный секретарь отделения литья под давлением Китайской ассоциации литейщиков заявил, что китайским компаниям необходимо добиться прорыва в таких «узких» областях, как авиационные алюминиевые сплавы и основные компоненты сверхкрупных машин для литья под давлением; и если европейские и американские компании не смогут решить такие проблемы, как совместное преодоление технических барьеров и распределение затрат в рамках сотрудничества, их преимущества могут быть ещё больше подорваны.
Примечательно, что межотраслевое сотрудничество, выходящее за рамки конкуренции, также набирает обороты. Китайские компании сотрудничают с норвежской компанией Hydro в разработке экологичной цепочки поставок алюминиевого сырья, а заказы на китайское оборудование для литья под давлением от европейских и американских автопроизводителей выросли на 32% в годовом исчислении. Эта взаимосвязанная динамика трансформирует мировую отрасль литья алюминия в сторону более сложного баланса конкуренции и сотрудничества.
С развитием технологий и изменениями в рыночном спросе, перестройка мирового ландшафта литья алюминия под давлением окажет глубокое влияние на глобальную структуру промышленных цепочек, таких как новая энергетика и высокотехнологичное производство, и станет важным окном для наблюдения за изменениями в глобальной конкурентоспособности производства.